Доступная среда

О специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

  • о специально оборудованных учебных кабинетах;

Школа располагается в двух зданиях:

  — двухэтажное здание – год постройки 1967; 

— одноэтажное здание – год постройки 1961.

Образовательно-воспитательный процесс осуществляется в 11 учебных кабинетах.  Средняя площадь учебных кабинетов составляет 44 кв.м. Учебные кабинеты оснащены регулируемой   мебелью (100 % от потребности), мультмедийным оборудованием (100 %).  Температурный режим в кабинетах, уровень освещенности, показатели микроклимата соответствуют требованиям санитарных норм и правил. В учебных кабинетах имеются паспорта, материалы по аттестации учебных кабинетов и перспективные планы оборудования кабинетов.  В школе оборудован специализированный кабинет информатики на 10 рабочих мест. Все компьютеры кабинета включены в локальную сеть и имеют выход в Интернет. Результаты лабораторного контроля  свидетельствуют о соответствии данного кабинета санитарным нормам и правилам, а также нормам пожарной и электрической безопасности. Во всех кабинетах первые столы приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

  • об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

В школе имеются учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий,  приспособленные  для использования инвалидами, а также лицами с ограниченными возможностями здоровья.​ Все  кабинеты соответствуют требованиям и нормам СанПиН, оснащены учебно-наглядными пособиями, что способствует  более качественной реализации и выполнению адаптированных программ обучения.

  • о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

 В здании школы оборудована школьная библиотека. Библиотека оборудована компьютером и возможностью выхода в Интернет (под контролем), а также, возможностью распечатки текстов, копирования материалов. По состоянию на 1 сентября 2020 года книжный фонд составляет 3653 экземпляров, из которых 978 учебники. Библиотека имеет перспективный план приобретения учебников. По состоянию на 01.09.2021 года обеспеченность бесплатными учебниками учащихся 1 – 9 классов составляет 100 %. В целях удовлетворения запросов учащихся организована подписка на периодические издания. Библиотека приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.​

  • об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

Для организации урочных и внеурочных занятий физической культурой и спортом в школе имеется  приспособленное помещение под спортивный зал (250 м2), спортивная площадка (общей площадью 1200 м2). Летняя спортивная площадка включает в себя: футбольное поле, волейбольную площадку, беговую дорожку, сектор для прыжков в длину, полосу препятствий.  Уровень оснащения учебным спортивным оборудованием составляет 100 %. Спортивными сооружениями могут пользоваться инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья.​

  • о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

В школе используются следующие виды средств обучения и воспитания 

  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, раздаточный материал)
  • Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
  • Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
  • Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
  • Тренажеры и спортивное оборудование.

Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка — заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому по индивидуальному учебному плану в соответствии с заключением медицинской организации о состоянии здоровья и обращением в письменной форме родителей (законных представителей).
Педагоги школы прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства в условиях ФГОС, в том числе для обучающихся с ОВЗ.

  • об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации;

Здание школы имеет доступ для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: свободные подъездные пути, пандусы,  для слабовидящих обучающихся на стене при входе, а также в здании школы   расположены таблицы Брайля, лестница имеет одинаковые по ширине и высоте ступени.

  • о специальных условиях питания, о специальных условиях охраны здоровья;

Питание в школе для всех обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано в соответствие с СанПиН.

В МБОУ Верхне- Бузулукская ООШ имениИ.К.Медведева осуществляется двухразовое горячее питание. Завтраки  и обеды предоставляются обучающимся в соответствии с графиком горячего питания по школе. Длительность промежутков между приёмами пищи не превышает 3,5 часов. Охват питанием обучающихся школы-100%.

Утвержден директором школы график питания обучающихся, состав общественной комиссии по контролю за организацией питания обучающихся и бракеражной комиссии.

Холодная и горячая вода, используемая в технологических процессах обработки пищевых продуктах и приготовления блюд, мытье столовой и кухонной посуды, оборудования, инвентаря, санитарной обработке помещений, соблюдения правил личной гигиены отвечает требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Для этого постоянно берут пробы воды на проверку. В моечной установлены раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители. Все установленное в производственных помещениях технологическое и холодильное оборудование находится в исправном состоянии.

В обеденном зале имеется столовая мебель на 90 посадочных мест, позволяющими проводить их обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

С учетом возраста обучающихся в основном меню соблюдены требования санитарных правил по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах.

Ежедневно в обеденном зале вывешивают, утвержденное директором школы, меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий. Все приобретаемые продукты имеют сертификат соответствия. Доставка пищевых продуктов осуществляется специализированным транспортом.

Для мытья рук установлены умывальные раковины с подводкой к ним горячей и холодной воды со смесителями, оборудованные дозаторами для жидкого мыла, сушилками. Персонал обеспечен специальной санитарной одеждой (халат или куртка, брюки, головной убор, легкая нескользкая рабочая обувь). В столовой работают один повар, который имет соответствующее профилю, образование (средне-специальное). При поступлении на работу он прошел предварительный медицинский осмотр и регулярно проходят периодические медицинские осмотры в установленном порядке, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

Бракеражная комиссия следит за организацией питания в школе, в том числе за качеством поступающих продуктов, правильностью закладки продуктов и приготовлением готовой пищи и делает записи в журнале бракеража. Так же бракеражная комиссия проверяет качество готовой продукции оценивает его.

С целью контроля по соблюдению технологического процесса отбирается суточная проба от каждой партии приготовленных блюд. Отбор суточной пробы, контроль по правильности отбора и условиями хранения суточных проб осуществляет повар.

При проведении питания детей обязательным является присутствие классного руководителя и дежурного учителя. Режим работы школьной столовой соответствует режиму работы школы. Организация питания проходит в соответствии с рекомендациями санитарных правил СанПиН. Продолжительность двух перемен, во время которых питаются обучающиеся, составляет 20 минут. Отпуск горячего питания обучающимся осуществляется по классам в соответствии с учебным режимом. За каждым классом в обеденном зале закреплены определенные столы.

  • о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

Доступ в школе к информационным система и информационно-телекоммуникационным сетям обеспечен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. ​

  Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).

Имеются средства: мультимедийные, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные  проекторы, телевизоры). Наше учреждение имеет доступ к скоростному интернету. В школе имеется контент-фильтрация. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и учителей школы закрыт. Обучающиеся имеют возможность работать с Интернет на уроках информатики и в библиотеке в любое время с 10.00ч. до 15.00ч. Информационная база школы оснащена электронной почтой и локальной сетью.

В школе создан, постоянно пополняющийся и обновляемый сайт, на котором располагается информация: о школе и её основных направлениях,  об истории школы и её традициях, об обучающихся, о педагогических работниках.

Особые условия доступа к информационным системам и информационно — коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы, и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. 

  • об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

В школе имеется список электронных образовательных ресурсов, которые используются педагогами школы, учениками и их родители.  К данным ресурсам обеспечен доступ инвалидов и лиц  с ограниченными возможностями здоровья.​

  • о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

Во время проведения занятий, где обучаются дети инвалиды и обучающиеся с ОВЗ,  примененяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.  Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации,  для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости  проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

   Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:

         мультимедийные комплексы (проектор и экран),

         оборудование лингафонного кабинета,

         телевизоры,

         видео ДVД,

         МФУ.

Приказ о создании комиссии по проведению обследования и паспортизации здания МБОУ Верхне- Бузулукская ООШ имени И.К. Медведева по его доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

План-график проведения  обследования и паспортизации объекта социальной инфраструктуры МБОУ Верхне- Бузулукская ООШ имени И.К. Медведева.

Приказ об утверждении паспорта доступности объекта.

Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования МБОУ Верхне- Бузулукская ООШ имени И.К. Медведева.

Исполнение постановления Правительства РФ «О создании условий для детей с ОВЗ в МБОУ Верхне- Бузулукская ООШ имени И.К.Медведева».

ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Анкета по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Нормативные документы об образовании детей с ОВЗ

Федеральные документы

  1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 -2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761)
  2. Федеральный закон от 3 мая 2012г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» (ст.24)
  3. Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.ноября 1995г. (ст 18)
  4. Федеральный закон от 29.12.2012г № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.34, 44, 48, 79)
  5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июля 2013года № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г № 1015 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом МОиН от 19.12.2014 № 1598;
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями», утвержденный приказом МОиН от 19.12.2014 № 1599;
  10. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для детей с ОВЗ по профилям заболеваний;
  11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2014г № ВК – 1748/08 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью (вместе с разъяснениями о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью).
  13. Методические рекомендации по внедрению специальных федеральных государственных стандартов, в том числе по совершенствованию нормативной и методической базы, описание механизмов внедрения ФГОС;
  14. Методическое пособие Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность» по предстоящей паспортизации образовательных организаций.

Региональные документы

  1. Приказ МО Оренбургской области от 30.04.2015 № 01-21/956 О создании организационно-управленческих условий введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  2. Приложение № 1 к приказу Министерства образования Оренбургской области от 30.04.2015 № 01-21/956 «План мероприятий по введению и реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями
  3. Приложение № 2 к приказу Министерства образования Оренбургской области от 30.04.2015 № 01-21/956 «Состав областной рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ в образовательные организации Оренбургской области»
  4. Постановление Правительства Оренбургской области от 12.05.2014г № 290 –пп «О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013г №731-пп «Об утверждении государственной Оренбургской области «Доступная среда» на 2014-2020 г
  5. Письмо министерства образования Оренбургской области от 30.09.2014 № 01-23/5138 «О требованиях к реализации адаптированных образовательных программ»